Цитаты из русской классики со словосочетанием «этика закона»

Конфликт закона и благодати, этики закона и этики искупления проходит через все конкретные этические вопросы, как мы это увидим.
Этика закона есть этика социальной обыденности.
Этика закона дорожит прежде всего царством мира.
В этом основное противоречие этики закона, которое неизбежно ведет к этике искупления или благодати.
Если понять это как закон, то этот евангельский призыв невыполним, он безумен для этики закона, он предполагает иной, благодатный порядок бытия.
И нестерпимая скука добродетели, порождающая имморализм, часто столь легкомысленный, есть специфическое явление этики закона, не знающей никакой высшей силы.
Этика закона ограничивает и регулирует жизнь, но не может быть источником жизни.
Этика закона и нормы не понимает еще творческого характера нравственного акта, и потому неизбежен переход к этике творчества, этике истинного призвания и назначения человека.
Но «добрые дела» этики закона заключают в себе переживания элементов первобытного магизма.
Этика закона была по преимуществу этикой социальной.
В мышлении этики закона есть что-то роковое и безвыходное, от него всегда ускользает конкретное и индивидуальное.
Фарисейская этика закона не любит больных и грешников, ее представители живут в обществе праведных и чистых и охраняют свои белые одежды.
Мы должны проследить три ступени этического сознания — этику закона, этику искупления и этику творчества.
Существуют три этики — этика закона, этика искупления, этика творчества.
Этика закона должна быть преодолена, творческая жизнь личности должна быть завоевана.
Фарисейство, т. е. этика закона, беспощадно осуждается в Евангелии, потому что оно не нуждается в Спасителе и спасении, как нуждаются мытари и грешники, потому что если бы последняя религиозная и нравственная правда была на стороне фарисеев, то искупление было бы не нужно.
Этика закона, этика сознания, подавляющая подсознание и не знающая сверхсознания, есть порождение древнего аффекта страха в человеке, и мы, христиане, видим в ней последствие первородного греха.
Этими книжниками полон христианский мир, для которого этика закона легче и доступнее этики благодати.
Кантовская этика закона противополагает себя принципу эвдемонизма, счастья как цели человеческой жизни, но под счастьем и эвдемонизм понимает отвлеченную норму добра и совсем не интересуется счастьем живой неповторимой индивидуальной человеческой личности.
И потому этика творчества есть эротическая этика в отличие от этики закона.
Внутренне Сократ не возвысился от этики закона до этики благодатной, как не возвысились стоики.
Это трудно понять этике закона, но понятно для этики искупления.
Это и есть этика закона в его первоначальной стадии.
Этика творчества исходит от личности, но направлена она не на личность, а на мир, в то время как этика закона исходит от мира, от общества и направлена на личность.
Но этика закона и метафизика закона имеют очень сложную судьбу в истории христианства.
В этом абсолютная граница этики закона.
Этика закона обладает способностью создавать такого рода атавизм.
Творчество стоит как бы вне этики закона и вне этики искупления и предполагает иную этику.
Этика закона, сама по себе взятая, интересуется добром и справедливостью, но не интересуется жизнью, человеком, миром.
Но творчество во всех сферах, и в сфере чисто моральной, ибо есть моральное творчество, говорит о том начале человека, на котором может быть построена иная этика, чем этика закона и этика искупления.
Этика искупления не может становиться на место этики закона, она тогда становится насильнической и отрицает свободу.
Этика закона исполнима, но она бессильна бороться с помыслами и изменить внутреннее духовное состояние человека.
Всякая этика закона должна признать, что отвлеченное добро выше конкретного, индивидуального человека, хотя бы под отвлеченным добром разумелся принцип личности или принцип счастья.
Смертная казнь есть самое зловещее порождение этики закона и социальной обыденности.
Монашески-аскетическая вражда к жизни, ressentiment по отношению к жизни, есть реакция этики закона внутри религии искупления и благодати, в ней нет силы, помогающей просветлению жизни.
Этику закона нельзя понимать исключительно хронологически, она сосуществует с этикой искупления и этикой творчества.
Этика закона разом и в высшей степени человечна, приспособлена к человеческим нуждам и потребностям, к человеческому уровню, и в высшей степени бесчеловечна, беспощадна к человеческой личности, к ее индивидуальной судьбе и к ее интимной жизни.
В этом граница этики закона и нормы.
Этика закона не спасает, а губит человеческие души.
Между тем как этика нашего мира, этика закона, этика фарисейская почитает нравственным долгом бросать в грешницу камень.
В этом сложность судеб этики закона.
И если жалость находит себе мало места в этике закона и нормы, то тем хуже для нее.
Такова прежде всего этика Канта, которому принадлежит самый замечательный опыт построения философской этики закона.
Этика закона не может быть индивидуальной и персоналистической, она никогда не проникает в интимную глубину нравственной жизни личности, нравственного опыта и борений.
Этика закона может быть и консервативной, и революционной.
В сущности, этика закона всегда ритуальна и символична, потому что она требует от человека известного поведения и известных действий, независимо от того, каков человек и есть ли реальное преображение за этими действиями.
Этика закона организует социальную обыденность.
Поэтому этика закона не может быть просто отвергнута и отброшена.
Этика закона, выработанная в эпоху абсолютного господства рода и общества над личностью, терзает личность и тогда, когда уже пробудилась личная совесть и в нее перенесен центр тяжести нравственной жизни.
Реализм в этике есть правдолюбие, онтологическая правдивость, которая совершенно недостижима для этики закона.

Неточные совпадения

В этом проблематика Достоевского, Ибсена была моей нравственной проблематикой, как и пережитое Белинским восстание против гегелевского мирового духа, как некоторые мотивы Кирхегардта, которого я, впрочем, очень поздно узнал и не особенно люблю, как и борьба Л. Шестова против необходимых законов логики и этики, хотя и при ином отношении к познанию.
Содержа в себе всю полноту бытия, абсолютное не подчиняется законам противоречия и исключенного третьего не в том смысле, чтобы оно отменяло их, а в том смысле, что они не имеют никакого отношения к абсолютному, подобно тому как теоремы геометрии не отменяются этикой, но не имеют никакого применения к ней».
Автономная этика есть или прямое глумление над добром, каковое совершается в утилитаризме, или аффектация и поза, ибо любить этическое «добро», закон, категорический императив можно не ради него самого, а только ради Бога, голос Которого слышим в совести.
Этика же превращается в фарисейское законничество, гордое своим ригоризмом и своей дурной бесконечностью, в которой оно как раз и видит проявление безусловности нравственного закона.
Нравственная максима Канта, что каждого человека нужно рассматривать не как средство, а как самоцель, подрывается законническим основанием этики, ибо каждый человек оказывается средством и орудием осуществления отвлеченного, безличного, общеобязательного закона.
Но этика творчества порывает с миром обыденности и не хочет знать законнических запретов, она противопоставляет «образ» высшей жизни «закону» данной жизни.
Только этика благодати возвышается над противоположением «аристократической» свободы и «демократического» закона.
Лютер пламенно восстал против закона в христианстве, против законнической этики и пытался стать по ту сторону добра и зла. [Л. Шестов видит сходство в деле Лютера и Ницше.]
Павла в духе аномизма, т. е. совершенного отрицания закона, было бы отрицанием основной антиномии этики, отрицанием парадокса законнической этики.
Евангельская этика основана на бытии, а не на норме, она жизнь предпочитает закону.
Основной парадокс этики раскрывается христианством, христианство обнаруживает бессилие добра как закона.
И этика, мораль нашего мира, ищет совсем не Царства Божьего, а ищет оправдания законом.
Этика творчества освобождает не всякие инстинкты, а инстинкты творческие, т. е. творческую энергию человека, которая скована запретами закона.
Христианское учение о благодати и было всегда учением о восстановлении здоровья, которое не может восстановить закон, но из этой истины не была построена этика.
Христианство есть откровение благодати, и этика христианская есть этика искупления, а не закона, этика благодатной силы.
Для этики творчества свобода означает не принятие закона добра, а индивидуальное творчество добра и ценности.
Этика приобретает профетический характер, в ней побеждается тяжесть закона.
Господство законнической этики во всех сферах мировой жизни есть выражение объективного закона большего числа, т. е. необходимой организации порядка в жизни больших масс, большой массы человечества, как и большой массы материи в жизни природы.
Этика имеет дело не с бессильными, висящими в воздухе нормами и законами, а с реальными нравственными энергиями и с обладающими силой качествами.
Для этики искупления и благодати не существует двух лагерей, не существует праведников закона, чистых.
Закон ничего не говорит о призвании, этика искупления сама по себе тоже не говорит.
И настоящий трагизм этики в том, что закон имеет свою положительную миссию в мире.
Уже греческая этика, начиная с Сократа, пыталась эмансипироваться от власти общества и закона, пыталась проникнуть в личную совесть.
И это предполагает построение новой этики, основанной не на нормах и законах сознания, а на благостной духовной энергии.
И христианская этика долго не понимала значение индивидуального, ей нравственная жизнь представлялась подчиненной общеобязательному закону.
Этика может быть совершенно равнодушной к проблеме зла и нимало ей не мучиться, потому что она остается замкнутой и самодовольной в своих законах и нормах и верит, что «добро» всегда право по отношению к самому факту существования «зла».
Этика в глубоком смысле слова должна быть учением о пробуждении человеческого духа, а не сознания, творческой духовной силы, а не закона и нормы.
Социальная этика строит оптимистическое учение о силе нравственного закона, оптимистическое учение о свободе воли, оптимистическое учение о наказании и каре злых, которой будто бы подтверждается царящая в мире справедливость.
Но обличение фарисейства есть обличение законнической этики, этики оправдания законом, этики чистоты и довольства своей праведностью.
В автономной, но законнической этике Канта носителем нравственного закона, правда, является личность, а не общество.
Этика Канта есть законническая этика потому, что она интересуется общеобязательным нравственным законом, нравственно-разумной природой человека, одинаковой у всех, и совершенно не интересуется самим живым человеком, его нравственным опытом, его духовной борьбой, его судьбой.
Трагичность и парадоксальность этики связаны с тем, что основной ее вопрос совсем не вопрос о нравственной норме и нравственном законе, о добре, а вопрос об отношениях между свободой Бога и свободой человека.
Поэтому отношение этики творчества к инстинктам сложное и двойственное — она и освобождает инстинкты, подавленные законом, и преодолевает их, борется с ними во имя высшей жизни.
 

Предложения со словосочетанием «этика закона»

  • Разница лишь в том, что в этике закон мыслится как закон твоейсобственной воли,а не воли вообще, которая могла бы быть и волей других, и в таком случае мы имели бы правовой долг, который не принадлежит к области этики.
  • Тёмный коммунизм может устанавливаться вообще одним жертвенником по факту природного сигнала: человек в разуме сигналит своей звезде тупо, что тут светлые коммунисты и именно – живые существа; потом «диктатор» тёмного коммунизма быстренько отправляет природным сигналом через пространственные материи причинность знания, просто для этики законов космического живого: там просто уже всех будет убивать и это лишь предупреждение; после окончания обозначения предположительных рабских объектов светлого коммунизма исторически нет, так как тёмный коммунист это сделал и всё без технологии «эта шняга» вокруг его звезды и всё.
  • (все предложения)

Значение слова «этика»

  • Э́ТИКА, -и, ж. 1. Философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания и как вид общественных отношений. Гегелевская этика. Материалистическая этика. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ЭТИКА

Значение слова «закон»

  • ЗАКО́Н, -а, м. 1. Нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой. Закон об охране общественной собственности. Кодекс законов о труде. Действовать по закону. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ЗАКОН

Афоризмы русских писателей со словом «этика»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «этика»

Э́ТИКА, -и, ж. 1. Философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания и как вид общественных отношений. Гегелевская этика. Материалистическая этика.

Все значения слова «этика»

Значение слова «закон»

ЗАКО́Н, -а, м. 1. Нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой. Закон об охране общественной собственности. Кодекс законов о труде. Действовать по закону.

Все значения слова «закон»

Предложения со словосочетанием «этика закона»

  • Разница лишь в том, что в этике закон мыслится как закон твоейсобственной воли,а не воли вообще, которая могла бы быть и волей других, и в таком случае мы имели бы правовой долг, который не принадлежит к области этики.

  • Тёмный коммунизм может устанавливаться вообще одним жертвенником по факту природного сигнала: человек в разуме сигналит своей звезде тупо, что тут светлые коммунисты и именно – живые существа; потом «диктатор» тёмного коммунизма быстренько отправляет природным сигналом через пространственные материи причинность знания, просто для этики законов космического живого: там просто уже всех будет убивать и это лишь предупреждение; после окончания обозначения предположительных рабских объектов светлого коммунизма исторически нет, так как тёмный коммунист это сделал и всё без технологии «эта шняга» вокруг его звезды и всё.

  • (все предложения)

Синонимы к словосочетанию «этика закона»

Ассоциации к слову «этика»

Ассоциации к слову «закон»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я